← Дзен

«Цифра» вытесняет «пластик»: что приходит на смену топливным картам и о чём нужно знать перевозчикам

ERID: 2SDnjdq66gp 2SDnjckpxLG 2SDnjdPteNt

фото: vk.com

Мобильные приложения потеснили привычные топливные карты. Каковы их преимущества, почему владельцы автопарков не торопятся переходить на «цифру» и как будут заправляться фуры в 2030 году?

Прощание с пластиком

Топливные карты были и остаются самым популярным способом оплаты горючего среди автоперевозчиков. Но в последние годы привычный формат начинают теснить цифровые аналоги — виртуальные карты и мобильные приложения.

— По нашим оценкам, в 2022 году доля виртуальных карт составляла 9-10%, в 2023 году прогноз на уровне 15%, — рассказывает Андрей Можейко, генеральный директор сервиса заправки корпоративных автомобилей «Топливо+». — Полный уход от пластика ожидается в течение пяти лет, но будет зависеть от различных факторов: качества сотовой связи, наличия у водителей смартфонов.

Ёмкость рынка топливного процессинга велика, и на него всё чаще обращают внимание компании из других отраслей. Сервис «Топливо+» был запущен ПАО КАМАЗ в августе 2023 года. Андрей Можейко уверен: сфера логистики и автоперевозок находится на начальном этапе цифрового развития, и спрос на современные решения для заправок будет расти.

IT-директор компании E1 CARD Марат Чиганов уверен, что процесс полного отказа от пластиковых карт завершится к 2030 году.

— Мобильные приложения намного удобнее. Цифровой аналог карты не изнашивается, не зависит от работоспособности терминалов и является более защищённым, надёжным и стабильным. Пока такие технологии охватывают до 10% рынка, но масштаб их использования будет расти.

— На сегодняшний день по внедрению полностью цифровых решений Россия существенно опережает страны Европы и СНГ, — говорит эксперт.

В компании ППР также считают, что цифровизация топливного рынка далека от завершения. Процесс набирает обороты, и современные решения пользуются всё бóльшим спросом у самых разных компаний.

— Онлайн-приложения популярны преимущественно среди малого и среднего бизнеса, — рассказывает Марина Протасова, продакт-менеджер мобильного приложения и сервисов оплаты компании «Передовые Платёжные Решения» («ППР»). — Крупные компании медленнее движутся в эту сторону, из-за внутрикорпоративных политик и процедур они более неповоротливы в принятии оперативных решений и тестировании новых технологий. Активнее всего мобильными приложениями пользуются грузоперевозчики, таксопарки и курьерские службы.

В сеть приёма приложения ППР входят крупнейшие ВИНК и независимые АЗС, а сэкономить на расходе топлива поможет выбор подходящего тарифа или подписки.

Марина Протасова отмечает, что мобильные приложения существенно упрощают работу компаний: c их помощью можно расплатиться на АЗС, где не принимают топливные карты, контролировать транзакции, в несколько кликов выгружать отчёты и аналитические данные и навсегда забыть про бумажные чеки. Кроме того, многие приложения (в том числе и мобильное приложение ППР) наращивают функционал и всё чаще включают в себя элементы комплексного управления автопарком — позволяют принимать управленческие решения: например, устанавливать лимиты или оперативно выпускать новые виртуальные карты (это особенно весомое преимущество в сравнении с «пластиком»).

В компании Эпикарт напоминают, что к переходу на «цифру» пока готовы не все регионы России: на некоторых АЗС оплату до сих пор принимают только наличными. Но ситуация быстро меняется: наши собеседники ожидают, что такие заправки перестанут существовать в течение трёх ближайших лет.

— Уже сегодня клиенты гораздо чаще выбирают мобильное приложение вместо топливной карты, — рассказывает Марина Бакланова, СЕО Эпикарт. — Онлайн-решения одинаково востребованы как у крупного, так и у малого бизнеса, но предприниматели могут преследовать разные цели. Крупным компаниям важно управлять расходами и оптимизировать их, малым и средним важнее контролировать водителей.

Списывать со счёта пластиковые топливные карты рано: в Эпикарт подчёркивают, что они до сих пор очень распространены. В некоторых случаях, например, в новых регионах России, их использование — вынужденная мера.

В Эпикарт напоминают: списывать пластиковые карты со счетов рано, в некоторых регионах это единственный способ оплатить горючее.

В Е1 CARD также отмечают, что владельцы малого и среднего бизнеса больше заинтересованы в быстрых, гибких, экономичных решениях, которые дают онлайн-сервисы. С другой стороны, крупные игроки нацелены на развитие цифровизации документооборота и аналитики на основе данных.

— Перевозчики с большими автопарками не хотят согласовывать бесконечную череду счетов на топливо, мойки, стоянки, шиномонтаж. Им необходим единый поставщик и сервисный счёт для оплаты услуг, товаров и сервисов. И процессинговые компании, в том числе и E1 CARD, обеспечивают такой сервис на очень высоком уровне, — рассказывает Марат Чиганов.

В E1 CARD уверены: в современных цифровых решениях одинаково заинтересован и малый, и крупный бизнес, но потребности у владельцев автопарков разные.

Наши собеседники уверены, что многие владельцы автопарков сегодня не знают о преимуществах современных цифровых решений в сравнении с пластиковыми картами.

Андрей Можейко (Топливо+) рассказывает, что до 80% водителей записывают PIN-коды прямо на пластиковых картах. Если водитель потеряет такую карту в людном месте, надеяться придётся лишь на порядочность того, кто её обнаружит. Онлайн-приложение защищено гораздо надёжнее.

— Одно из основных преимуществ современных решений — создание виртуальной цифровой копии автопарка, которая даёт бесконечные возможности для повышения эффективности его работы с помощью гибкой аналитики, — объясняет Марат Чиганов (E1 CARD). — Руководитель компании видит, где находится водитель, знает, сколько топлива и по какой цене он заправил, какой актуальный расход горючего у его машины.

Отдельно подчеркну: такие решения полностью нивелируют возможность мошенничества со стороны персонала. Наши клиенты могут выставить максимум фильтров: чтобы водитель заправлялся только в рабочее время, только на определённых АЗС и только в необходимом для рейса объёме.

Использование виртуальных карт также избавляет перевозчиков от трат на выпуск нового пластика (и связанных с ним временных задержек). А в компании Benzuber (входит в группу «Передовые Платёжные Решения») напоминают, что цифровые решения дают перевозчикам важную информацию о ценах на различных АЗС.

— Наше приложение делает водителей и владельцев компаний «зрячими», в нём в онлайн-режиме видны цены на заправках всех поставщиков, а также лимиты и остатки на счетах, в рамках которых водители могут заправляться, — рассказывает Артём Скворцов, основатель Benzuber. — Флит-менеджер (начальник парка) может удалённо заправить водителя на любой АЗС, этим инструментом пользуются многие наши клиенты.

Кроме того, использование приложений повышает безопасность перевозки и экономит время водителя.

— Зачастую колонки с ДТ расположены далеко от кассы. Чтобы оплатить топливо, водителю приходится запирать кабину на семь замков или брать с собой все ценные вещи: телефон, компьютер, документы, — напоминает Артём Скворцов.

— Наши клиенты могут изменить лимит топливной карты в любое время, быстро заблокировать её в случае ЧП и использовать множество других удобных сервисов в приложении, — рассказывает Марина Бакланова (Эпикарт). — Если бы больше владельцев автопарков узнали об этих возможностях, процесс цифровизации ускорился бы.

Разработчики постоянно совершенствуют свои сервисы, чтобы сделать их как можно более удобными для пользователей. Марина Протасова рассказывает, что в мобильном приложении ППР лимиты на заправку можно выставлять в литрах или в рублях. А можно выставить комбинированный лимит: например, до 100 литров и до 6000 рублей, чтобы водитель не заправлялся на более дорогих АЗС. Такие лимиты могут действовать в течение заданного определённого времени.

Многие игроки рынка дополняют свои продукты аналитическими инструментами. Есть такой и у E1 CARD: с помощью E1 Analytics клиенты компании могут анализировать показатели автопарка, отслеживать их и выстраивать реалистичные прогнозы расхода горючего и затрат на его приобретение, а также принимать решения, которые позволят сэкономить топливо.

Почему перевозчики не спешат переходить на «цифру»

Наши собеседники рассказали о причинах, которые зачастую останавливают владельцев автопарков от перехода на современные цифровые решения. В основном это отсутствие стабильного интернет-соединения в некоторых регионах России.

— Покрытие сотовых операторов постоянно расширяется, и даже если случится так, что у конкретной АЗС связи не будет, водитель всегда может подключиться к Wi-Fi на заправке или заправиться удалённо, через аккаунт логиста, — объясняет Андрей Можейко.

В ППР на этот случай разработали другое решение:

— Для оплаты там, где нет интернета, мы создали специальный штрих-код. По сути, это аналог виртуальной карты, который можно сгенерировать заранее. Кроме того, сейчас мы прорабатываем возможность работы приложения в режиме офлайн, а также автоматическое подключение к Wi-Fi на заправках.

В компании Эпикарт напоминают, что часть водителей до сих пор использует кнопочные телефоны — установить приложение на них нельзя.

В Е1 CARD отмечают, что клиенты часто интересуются количеством подключённых АЗС.

— Мы постоянно расширяем свою сеть в соответствии с запросами перевозчиков. Сейчас активно развиваем новый маршрут «Север-Юг», подключаем АЗС в Армении, Грузии, Азербайджане, Казахстане и других странах. Только за 2023 год подключили более трёх тысяч заправок и в следующем году продолжим работу, — рассказывает Марат Чиганов.

Слово перевозчикам: как заправляются средние и крупные транспортные компании

Проникновение виртуальных топливных карт и онлайн-приложений происходит постепенно — об этом свидетельствуют комментарии самих перевозчиков. Многие транспортные компании до сих пор используют пластиковые топливные карты, но не пренебрегают и новыми возможностями, которые внедряют их операторы.

В компании ТК «Приволжье-Транс» используют топливные карты ВИНКов, пяти крупнейших сетей АЗС. Каждый водитель возит с собой пять пластиковых карт и сверяется с регулярно обновляемым списком регионов, в котором указано, где на какой АЗС следует заправляться. Схема может показаться сложной, но компании удаётся экономить:

— Приоритетность заправки выбираем исходя из ситуации в регионе. Например, в Сибири лучшие цены у одного федерального оператора, а в Поволжье самые привлекательные условия у другой сети АЗС. Меняются условия по договорам: если «выстрелит» один оператор, начинаем активно использовать его. А проблем со сливами топлива у нас нет: зарплаты водителей привязаны к расходу горючего, им просто невыгодно сливать его, — рассказали нам в «Приволжье-Транс».

Компания ЭЛИТТРАНС пользуется топливными картами одной из крупнейших нефтяных компаний.

— Нас всё устраивает, у водителей проблем не возникает. Если работаем с привлечённым транспортом и необходимо заправить машину, высылаем им QR-код, это очень удобно. Мы знаем, что на рынке существует много различных решений, но ничего принципиально нового в них не видим, нас всё полностью устраивает, — рассказывают представители компании.

FM Logistic также работает с топливными картами одной из крупнейших ВИНК.

— Работа с одним поставщиком позволяет согласовать максимально возможную скидку при определённом проливе, а также облегчить задачу водителю по поиску АЗС, — рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. — Но у такого подхода есть и недостаток: мы ограничены одним брендом. В регионах, где он плохо представлен, можно заправляться с помощью тех же карт на АЗС других компаний, но без скидки.

В FM Logistic отмечают, что в последние годы стали шире использоваться виртуальные топливные карты. Эдуард Миронов подчёркивает их главное преимущество: виртуальную карту нельзя потерять. Однако есть и нюанс: обычно такая карта закрепляется за конкретным устройством, что неудобно, если на одной машине работает несколько сотрудников.

В Delko также используют и пластиковые, и виртуальные карты.

— Управление картами осуществляется через личный кабинет, в котором можно устанавливать лимиты, блокировать и открывать новые карты, — рассказывает технический директор компании Павел Лебедев. — Мы пользуемся такой системой уже более 10 лет. Виртуальные карты позволяют оперативно оснащать парк топливом, исключают порчу или утерю пластика. Использование топливных карт позволяет вести прозрачный учёт горючего и упрощает процессы сверки и документооборота.

Будущее начинается сегодня: как будут заправляться автопарки через несколько лет

Опрошенные нами эксперты уверены: на онлайн-приложениях и QR-кодах цифровизация не остановится.

— Заправляться без топливных карт и приложений можно уже сейчас, — рассказывает Артём Скворцов (Benzuber). — Мы разработали решение, которое позволяет управлять заправками на уровне ERP–системы. Если у вас установлены терминал ГЛОНАСС/GPS и датчик уровня топлива, машина готова к заправке. В системе прописываются рекомендуемые параметры заправки (перечень допустимых АЗС, на каком остатке необходима заправка, сколько заливать). Водитель получает сообщение с адресом и названием АЗС, со ссылкой на навигатор. Когда он подъедет к заправке, система подскажет номер колонки, на которую нужно встать. Пистолет вставляется в бак — и машина заправляется на тот объём, что указан в настройках. Водитель таким образом полностью исключается из цепочки принятия решений, следовательно, он отрезан от возможных махинаций.

В «Топливо+» не исключают, что к заправкам в скором времени привлекут искусственный интеллект.

— На приложениях прогресс не остановится, и следующий шаг, безусловно, будет.

Возможно, нам больше не придётся задавать объём топлива и выбирать его вид, да и в целом заходить в приложение. Решение о заправке будет принимать AI-сервис, чтобы обеспечить минимальную стоимость маршрута с идентификацией по номеру автомобиля через систему онлайн-камер.

Не исключено, что уже скоро мы увидим беспроводную интеграцию бортовых систем автомобиля с АЗС, — рассказывает Андрей Можейко.

В ППР также считают, что будущее за интеграцией бортовых устройств с оборудованием на заправках.

— Камеры на АЗС могут фиксировать авто на колонке и включать её в зависимости от потребностей водителя с учётом установленных лимитов. Так водитель сможет проводить полный цикл заправки, не посещая кассы (а если на АЗС присутствует заправщик, то и вовсе не выходы из кабины).

Марина Бакланова (Эпикарт) уверена, что меняться будет в первую очередь способ идентификации водителя. А Марат Чиганов (E1 CARD) допускает, что на смену картам, штрих- и QR-кодам придёт биометрия:

— Смартфон не идеален: его можно потерять, разбить, у него может разрядиться аккумулятор. Но у каждого из нас есть надёжные инструменты идентификации: лицо, голос, отпечатки пальцев. Российские банки уже начали переходить на биометрическую систему идентификации, сегодня она работает и в московском метро. Уверен, что до 2030 года компании, предоставляющие цифровые услуги по заправке и зарядке автомобилей тоже перейдут на биометрию.

Тогда достаточно будет подойти к колонке и произнести: «Мне 400 литров дизеля». Система распознает голос, отправит запрос в компанию, проверит лимиты и спишет деньги со счёта. Учитывая темпы развития технологий, всё это ждёт нас уже совсем скоро.